Оцеола. Биография (моя статья).

OSCEOLA’s life story by Jerldine Randolph

ОЦЕОЛА (Asi — Yaholo, Assiola, Assan Yahola, As-se-he-ho-lar, Osceola, Tallassee Billy, William Powell, etc.)

(1804 – 30 января 1838г.)

Р. Дж. Кёртис. «Оцеола». Портрет с натуры,
Форт Моултри, январь 1838 г.; холст, масло.
 
 

Исторически известен как Асиола или Оцеола. Человек – миф, человек – легенда. Однозначного мнения о нём не существует и поныне; даже внутри племенного сообщества Семинолов бытуют самые разные истории и домыслы. Для того чтобы наиболее ярко и детально рассмотреть линию его жизни, необходимо было бы привести в данной статье всё разнообразие существующей информации об этом удивительном человеке. Но, ограниченные рамки энциклопедического формата, являют возможность охватить лишь основные вехи его судьбы, взяв за основу официальную версию биографии Оцеолы, утверждённую непосредственно племенем флоридских Семинолов.

На языке Криков его точное имя выглядит как  «Asi — Yaholo» Аси Яхоло.  Где «Аси» — так называемый,  «Черный Напиток» (галлюциноген, на растительной основе с содержанием кофеина, использовавшийся в ритуальных церемониях с целью очищения тела и поднятия боевого духа воина).  «Яхоло» —  характерный звук, который издавал человек,  принявший этот чёрный напиток;  что,  вероятно, также может рассматриваться как  — вестник, глашатай, оратор.  Таким образом, Asi – Yaholo (перешедшее в результате неправильного произношения слова белым человеком в «Оцеола») означает буквально — «Глашатай Черного Напитка».

Оцеола родился в Талласси, селении верхних криков на юго-востоке Алабамы,              в 1804 г.  В результате проведения правительством США политики Индейского переселения, Семинолы оказались вовлечёнными в три войны, вынужденные защищать свои земли и свой образ жизни. Оцеола возглавил свой народ во время Второй Семинольской войны. О. вёл успешные битвы против пяти «непобедимых» генералов Армии Соединённых Штатов, уничтожил навязанного Семинолам правительственного агента по индейским делам, проводил карательные акции против тех, кто сотрудничал с белыми захватчиками и являлся живым олицетворением жёсткой национальной политики Семинолов, проявившейся в неподчинении воле США. О. выступал как стойкий защитник своего народа, рассматриваемый всем мировым сообществом как лидирующий голос сопротивления Семинолов.

Происхождение легендарной личности в большинстве своём  скрывается за завесой тайн, так и в случае с Оцеолой. Этот человек всегда утверждал, что является чистокровным индейцем, с чем соглашаются и его современные потомки. Версия же о смешанном происхождении Оцеолы, по их мнению, придумана белым человеком, поскольку не представляется возможным иным способом объяснить столь блестящие военные успехи этого лидера, подрывающие всю мощь и авторитет американских Вооружённых сил, не раз терпевших поражение от Оцеолы и его воинов.

И всё же одна из версий биографии Оцеолы, наиболее часто публикуемая в современных источниках информации, заслуживает внимания. Согласно этой версии, мать Оцеолы  — Полли Коппингер не была чистокровной индеанкой, её муж Уильям Пауэлл, отчим Оцеолы, был британским торговцем, жившим среди Криков. Первые годы жизни Оцеолы были относительно спокойными и дали возможность мальчику расти, постигая культуру своего народа. Родившись в многонациональной среде, в поселении, где большинство жителей были смешанной крови — индейской, английской, шотландской и африканской — Оцеола стал частью всего этого многообразия. Он был хорошо знаком с различными языками и понимал каждый из тех, на котором к нему обращались. И хотя, все, какие — либо существующие на сегодняшний день письменные источники, утверждают, что Оцеола не был чистокровным Коренным Американцем, споры о его происхождении не утихают и поныне. Оцеола родился в ту эпоху, когда белый человек только начинал распространять своё генетическое влияние на племена Юго — Востока. Оцеола рос, следуя тонкой, едва — заметной линии, разделяющей культуры индейскую и американскую.

Свидетельства очевидцев, современников Оцеолы, рисуют нам человека «прекрасно сложенного, с красивыми, правильными чертами лица, мягкого и  грациозного в движениях». Он элегантен в своей простой традиционной одежде, страстен по натуре и обладает огромным самолюбием…

Дж. Р. Винтон «Профильный портрет Оцеолы», 1837 г.; бумага, карандаш.
Национальный музей американских индейцев, Вашингтон.
 
 
 
 
 

Ещё во времена юности Оцеолы привычный уклад жизни его народа стал меняться к худшему. Около 1811 г. индейское население региона сотрясали внутриплеменные конфликты. Новое движение т.н. «возрождения», призывающее к сопротивлению всё возрастающему влиянию «белой» культуры и возвращению к традиционному образу жизни, разрушало Крикские семьи. Уже тогда Оцеола прекрасно понимал, что данная ситуация неизбежно приведёт к вооружённому конфликту между индейцами и белым человеком.

Оцеола был среди тех многочисленных Криков, что отступили во Флориду после Крикской Войны (1813-1814 гг.) и присоединились к Семинолам. После подписания договора в Форте Джексон в 1814 г., согласно которому Крики теряли большую часть своих земель, вождь Талласси Питер Маккуин уводит своих людей в Северную Флориду. Юный Оцеола, также отправился вместе со своей матерью во Флориду, в то время как его отчим с двумя дочерьми от первого брака — уехали на запад. С момента  вступления на землю Флориды и до начала  Второй Семинольской войны, люди Маккуина неоднократно меняли своё местоположение: от Тампа Бэй (1823 г.) до Окала — что подтверждают и археологические раскопки в современном г. Окала. Здесь же в 1830 г. мать Оцеолы вновь выходит замуж, и он сам проживает тут вплоть до начала войны. О личной жизни самого Оцеолы доподлинно ничего неизвестно. Легенда о его жене африканских кровей, якобы насильственно захваченной и разлучённой работорговцами с мужем и детьми в Форте Кинг, появилась через много лет после его смерти и превратилась в излюбленный аргумент противников рабства. С началом боевых действий О. продвигается к Вайлд Хог Скраб (Wild Hog Scrub site)местность, расположенную в непроходимых болотах вдоль реки Уитлакутчи (Withlacoochee River), идеальное место для организации боевых манипуляций против американской армии. Основная  военная тактика Семинолов заключалась в проведении диверсионных вылазок, в которых принимали участие небольшие группы воинов от пяти до десяти человек.

Вероятно, ещё будучи юношей, О. участвовал в Первой Семинольской войне (1817-1818 гг.), и даже был взят в плен в 1818 г. в районе реки Энконфино (Enconfino River) войсками под командованием генерала Э. Джексона, но впоследствии  освобождён в силу своего юного возраста. И уже в 20х годах Оцеола стал известен как удачливый охотник и дальновидный руководитель.

О. не был наследственным вождем с родословной Миканопи (Micanopy) или Прыгуна (Jumper), а выделился благодаря своей воинской доблести, личному обаянию и стойкой позиции против переселения индейцев.  Его дар оратора и бесстрашие в битвах позволили ему оказывать неограниченное влияние на Семинолов во время боевых действий.

18 сентября 1823 г. по окончании семнадцатидневной конференции, посвящённой обсуждению выдвигаемых правительством США условий, тридцать два вождя, из приглашённых семидесяти, подписывают договор Моултри Крик (Treaty of Moultrie Creek); согласно которому, они уступают племенные земли и соглашаются на переселение в резервацию, отведённую для Семинолов в центральной части Флориды. В 1830 г., воодушевлённое изданным Указом о Переселении Индейцев(Indian Removal Act), огромное количество поселенцев хлынуло во Флориду, и напряжение на пограничных с резервацией землях стало возрастать. Всё это приводит к учреждению нового договора с Семинолами, согласно которому племя должно уже навсегда покинуть Флориду в течение отведённых трёх лет и поселиться за Миссисипи среди Криков.  Отказ О. и большинства других вождей подписать договор в Пейнс — Лэндинг(Paynes Landing) (1832 г.) и в Форте Гибсон(Fort Gibson) (1833 г.) явились преддверием Второй Семинольской войны. О. организует фронт сопротивления, собирая вокруг себя всех несогласных подчиниться указам правительства США.  В Форте Кинг (Fort King) в апреле 1835 г. агент по делам индейцев, Уайли Томпсон, диктует Семинолам очередной договор, вынуждающий их переселиться в Оклахому. Большинство присутствующих вождей отказывается подписывать кабальный документ и сотрудничать с белыми. О. пронзает текст договора своим ножом, обозначив тем самым своё твёрдое решение не покидать пределы Флориды. Сразу после этого, молодой вождь был взят под стражу и заключён в тюрьме форта. Продолжая яростное сопротивление, он, тем не менее, всё же подписывает договор, что обеспечивает ему освобождение и новый шанс продолжить войну.

Джэймс Хатчинсон. «Оцеола», 1970 г.;
холст, масло.
 
 

Факт провокационного жеста О. всё же является спорным, т.к. на историческом документе известного договора довольно сложно рассмотреть какие — либо повреждения от прокалывания его острым предметом. Однако, спустя годы героический «эпизод с ножом» стал символом индейского сопротивления и борьбы коренного населения Америки за свои права.

Успешный карьерный старт военачальника в 1835 г. с началом Второй Семинольской войны, сразу же обеспечил Оцеоле славу жестокого и искусного воина, поклявшегося сражаться с белыми захватчиками «до тех пор, пока последняя капля крови Семинола не оросит пыли моих охотничьих угодий». Во время приготовлений  к  переселению О. выслеживает, подписавшего договор  «вождя – предателя»  Чарли Эматлу (Charley Emathla), и казнит его. Правительство Соединённых Штатов предложило выплатить этому лояльно — настроенному и практичному человеку денежную компенсацию за своевременно пригнанный в Форт Кинг домашний скот и лошадей.  26 ноября 1835 г., возвращаясь в своё поселение с вырученными деньгами (которые вождь банды Осочи планировал использовать на обустройство в новой  резервации за Миссисипи), Эматла был настигнут и убит Оцелой и его сторонниками.  28 декабря 1835 г. от руки О. погибает Уайли Томпсон – командующий генерал народного ополчения Джорджии, конгрессмен, глава Комитета по делам Вооружённых сил в Конгрессе — так и не сумевший ни дарами, ни лестью завоевать расположение Семинолов. В это же время Аллигатор (Alligator), Прыгун и Миканопи с тремя сотнями воинов, расправляются с отрядом майора Фрэнсиса Лонгхорна Дэйда (Major Francis Longhorne Dade) и практически полностью уничтожают его. 31 декабря 1835 г. двести пятьдесят воинов под командованием Оцеолы одерживают победу в битве против солдат генерала Дункана Ламонта Клинча (General Duncan Lamont Clinch) на реке Уитлакутчи, превосходящих их по численности почти в три раза, потеряв убитыми всего трёх человек. Сам О. был ранен и чудом сумел избежать пленения. В ходе двухгодичной партизанской войны Оцеола держит в страхе близлежащие окрестности: практически вся территория Флориды – от Суони до Сент — Огастина, от Тампы до Ки — Вест находится под контролем Семинолов; оставляя за армией США лишь несколько укреплённых  фортов. Наконец, к весне 1837 г. Миканопи и некоторые другие мятежные лидеры прекращают сражаться. О. убеждает Миканопи углубиться дальше в болота и продолжить борьбу, но главный Мико вновь останавливает боевые действия. 21 октября 1837 г. генерал Томас Джезап, пойдя на хитрость, захватывает Оцеолу. Под белым флагом переговоров О. прибыл в Кэмп Пэйтон (Camp Peyton) к югу от нынешнего города Сент-Огастин, где и был вероломно схвачен. Пленение под сомнительным белым флагом переговоров, организованных генералом Томасом Джезапом и  сегодня остаётся одной из самых мрачных страниц Американской военной истории.

Джордж Кэтлин «Оцеола»,1838 г.
Американский музей естественной истории, Нью-Йорк.
 
 
 
 

О. Был заключён в Сент — Огастине в стенах Форта Мэрион (Fort Marion), известном на сегодняшний день как Кастильо де Сан-Маркос (Castillo de San Marcos). В декабре  1837 г. капитан 4го Пехотного полка Питкейм Моррисон (Captain Pitcairn Morrison) транспортирует О. в числе  двухсот  двух других пленённых Семинолов, среди которых находились также Миканопи, Коа-хаджо и Король Филлип, в Форт Моултри (Fort Moultrie), близ Чарльстона, штат Южная Каролина. Причаливший к острову Салливан (Sullivan island) в канун нового 1838 г. пароход Пойнсет — на борту которого находились пленные Семинолы — вызвал сенсацию в общественных кругах Чарльстона. В то время как одна часть американского общества восторженно праздновала пленение О., другая  — прогрессивная его часть, категорически осуждала анти — человеческую тактику, применяемую армией в войне с аборигенами. Существует версия о том, что О. якобы, не был заточён в тюремную камеру, а расположился в казармах среди офицеров. Ему также было разрешено свободно передвигаться в стенах форта, принимать посетителей из числа светской элиты Чарльстона и даже посещать театральные постановки в местном  городском театре. Прославленный вождь становится центром всеобщего внимания.

Джордж  Кэтлин «Портрет Оцеолы», Форт Моултри, 1838 г.

 

 
 

Именно в Форте Моултри О. позирует для двух знаменитых портретов маслом и бесчисленного количества зарисовок, выполненных выдающимся художником и «другом всех индейцев» Джорджем Кэтлином, который получил разрешение в Военном Департаменте написать портреты Семинольских вождей. Кэтлин был очарован удивительно — притягательной внешностью Оцеолы, его изящными манерами и беспокойной, мятежной душой.

К концу января здоровье О. стало стремительно ухудшаться. Доктор Фредерик Видон, военный хирург, который сопровождал Семинолов из Флориды до Ю. Каролины, диагностирует его заболевание как разновидность инфекции горловой полости в результате заражения малярией. Даже перед лицом надвигающейся смерти, О. не принимает помощь от врачей, а обращается к своим соратникам — знахарям. Согласно документальным источникам, Оцеола, который на тот момент уже не в силах был произносить слова, жестами просит позвать к нему свою семью, всех  находящихся здесь же в заточении вождей и военных офицеров. Лёжа на полу своей камеры, облачённый в полный боевой комплект одежды, он окрашивает часть лица и шею, запястья и руки красной краской. Обменивается торжественным рукопожатием с доктором Видоном и офицерами форта, кладёт на грудь свой нож и умирает. Смерть приходит к вождю в 6.20 утра 30 января 1838 г.  И уже через день О. был торжественно похоронен с сохранением всех боевых регалий под звуки залпов траурного салюта у стен Форта Моултри.  Мраморная плита с надписью «Оцеола — патриот и воин», украсила его надгробие. Но это лишь красивая легенда. В 1968 г. археолог Джеймс Гриффин (Dr.James Griffin), вскрыл могилу О., но никаких «личных вещей» вождя в ней обнаружено не было. Взорам учёных предстал обезглавленный «голый» скелет без правой верхней конечности; ни ногтей, ни волос – ничего, что позволило бы идентифицировать личность человека, находящегося в захоронении также не было найдено. Существует множество версий смерти О.: отравление, малярия, жестокое обращение в тюрьме, самоубийство через повешение и. т. д.   В любом случае, общество белых американцев подверглось резкой критике со стороны мирового сообщества за подобное обращение с индейским героем, повлекшим за собой его столь трагическую гибель.

 

 

Могила Оцеолы, Форт Моултри, штат Южная Каролина.
 
    
 

Но и после смерти прах вождя не обрёл  желанного покоя. Доктор Видон,  наблюдавший за вождём в последние месяцы его жизни, под предлогом научных исследований, отделил голову О. от тела перед погребением и присвоил её себе. Стоит отметить, что этот человек приходился шурином генералу Уайли Томпсону (убитому Оцеолой), будучи женатым на его сестре. Голова О. использовалась им, порой, весьма своеобразно: в наказание за плохое поведение В. подвешивал голову у изголовья кровати своих сыновей, и оставлял её там на ночь.  Впоследствии, медик передал голову своему зятю; а тот, в свою очередь, подарил её доктору  Валентину Мотту (Dr. Valentine Mott), основателю Медицинской Школы при Нью — Йоркском Университете (New York University Medical School). Считается, что голова О. экспонировалась в школьном музее, а в 1866 г. сгорела во время пожара.

 

Посмертная маска Оцеолы, выполненная Ф. Видоном.  Смитсоновский институт, Национальный музей естественной истории, Вашингтон.
 
 
 

В конце февраля 1838 г. оставшиеся в Форте Моултри Семинолы были доставлены в Новый Орлеан, откуда и началось их перемещение в западные резервации. С 1835 по 1842 гг. свыше четырёх тысяч Семинолов было выслано на Индейскую Территорию в Оклахому. Но небольшая часть племени продолжила своё героическое сопротивление уже после смерти О. Бежавший из тюрьмы друг и соратник Оцеолы Коакучи (Coacoochee) вместе с вождём Холато Мико (Holatta-Micco) возглавил так называемую Третью Семинольскую войну, которая закончилась в пятидесятых годах. Но от переселения части племени, именующей себя – Микосуки iccosukee), укрывшейся в непроходимых дебрях и болотах Флориды, правительству пришлось отказаться. В течение многих лет беспощадных Семинольских войн менее четырёх тысяч индейских воинов  эффективно использовали поразительную тактику молниеносной партизанской войны с опустошающим эффектом против почти двухсот тысяч солдат Армии Соединённых Штатов Америки. По самым скромным подсчётам правительство США потратило на войны с Семинолами свыше двадцати миллионов долларов, астрономическую по тем временам сумму. Два полководца, воевавших с Семинолами, стали впоследствии президентами США — Эндрю Джексон и Захари Тэйлор; а многие другие возглавили противоборствующие стороны в ходе Гражданской войны. Но никто из этих армейских лидеров никогда не упоминал в своих мемуарах о «славных победах» над Семинолами. Ни один мирный договор с этим несгибаемым народом так и не был подписан.

Неординарная личность Оцеолы ещё при его жизни являлась объектом бесчисленных мифов, а его смерть в  1838 г.  в тюрьме Чарльстона была отмечена на первых страницах мировой прессы. Так, к моменту своей кончины, О. был самым знаменитым Американским Индейцем. На сегодняшний день Оцеола — самый известный из когда — либо живших Семинолов, икона современной массовой культуры. Как его имя, так и портретные изображения активно используются человечеством на протяжении последних ста семидесяти пяти лет. Фактически, двадцать шесть штатов США включают в себя города, названные его именем. Флорида, Мичиган и Айова имеют Округ Оцеола, а в Нью — Гемпшире находится гора Оцеола, которая возвышается на 4340 футов над уровнем моря в Национальном парке «Белая Гора»(White Mountain National Forest), и которой можно любоваться с находящейся неподалёку горной цепи, также носящей его имя. Кроме того существует бесчисленное количество аэропортов, школ, больниц, парков, газет, библиотек, курсов по обучению игры в гольф, мотелей, улиц и даже гоночных автотрасс, названных в честь Оцеолы. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что, набирая слово «Оцеола» в поисковой строке Google, вы получите 4.26 миллиона результатов на ваш запрос, и только на запрос об Элвисе Пресли будет чуть больше пунктов!

Ноах Билли «Оцеола и американский флаг»,   1990 г.; холст, акрил. Современное искусство Семинолов.
 
 
 
 

Литературное наследие Оцеолы колоссально: и в наши дни издаётся невероятное количество материалов популярных и документальных, рассказывающих его историю. Среди огромного количества книг, посвящённых легендарному вождю, в России наиболее популярным был и остаётся роман Майн Рида «Оцеола – вождь Семинолов». Это художественное приключенческо – историческое произведение, романтическое по духу и содержанию, основанное на подлинных фактах из жизни Семинольского вождя. Автор умело воспроизводит жизненный путь О., используя лишь в незначительных эпизодах своё право на творческий вымысел, безраздельно отдавая свои симпатии герою угнетённого народа, столь поразительного по своей культуре и судьбе. По мотивам романа на киностудии «Дефа» (ГДР) в 1971 г. снят широко известный и, пожалуй, самый удачный на сегодняшний день художественный фильм, посвящённый О. «Оцеола. Правая рука возмездия», пользовавшийся неизменным успехом, в том числе, и в СССР.

История Оцеолы —  это во многом история современных Семинолов. На протяжении длительного времени он является символом этого    свободолюбивого народа. Оцеола был воином, чей дух глубоко почитаем в племенном сообществе Семинолов и по сей день. Многие члены племени с гордостью носят его имя. Проводится ежегодный съезд семьи О., где его потомки собираются вместе для проведения торжественных церемоний и обрядов, посвящённых знаменитому предку.  2008 год  был провозглашён Семинолами годом Оцеолы, а в крупнейшем Семинольском музее (Ah-Tah-Thi-Ki Museum) в резервации Большой Кипарис (Big Cypress Reservation) во Флориде на протяжении всего года экспонировалась выставка «Мы помним Оцеолу» (Osceola Remembered), посвящённая всему, что связано с этим уникальным человеком.

Современные Семинолы Флориды — это последователи и продолжатели дела как Оцеолы, так и всех тех мужчин, женщин и детей, которые противостояли мощи армии Соединённых Штатов и остались непокорёнными.


Bibliography:

Kersey, Harry A. The Seminole and Miccosukee tribes: a critical bibliography. Bloomington: Indiana University Press, 1987.

Kersey, Harry A.  «The Miccosukees: Florida’s oldest new tribe.» Forum.  Fall 1992, p. 16-23.

Weisman, Brent. Unconquered people: Florida’s Seminole and Miccosukee Indians. Gainesville: University Press of Florida, 1999.

«Florida’s Miccosukee Indians: A new look.» ALOFT, March/April 1979.

«The Miccosukee Tribe of Indians in Florida.» Provided by Governor’s Council on Indian Affairs, 1974.

Tiger, Stephen.  «A History of the Miccosukee Indians.» Feb. 20, 1989.
vertical file: INDIANS (other)—M-Z.

Yonah, Tsani.  «The Miccosukee Indians, Part I: The promised land.» Gulfshore Life, Jan. 1986, p. 86-93.

Yonah, Tsani. «The Miccosukee Indians, Part II: Prelude to destruction.» Gulfshore Life, Feb. 1986, p. 176-183.

Yonah, Tsani. «The Miccosukee Indians, Part III: Patriots in warpaint.» Gulfshore Life, Mar. 1986, p. 82-83, 142-145, 148-149.

Bland, Celia.  Osceola: Seminole rebel. New York: Chelsea House, 1994.

Blassingame, Wyatt. Seminoles of Florida. [Tallahassee, Fla., Dept. of Agriculture, 1959]

Covington, James W. The Seminoles of Florida. Gainesville, Fla.: University Press of Florida, 1993.

DeVane’s early Florida history. Sebring, Fla.: Sebring Historical Society, 1978-1979.

Ervin, William R. The Seminole War: prelude to victory, 1823-1838. Holly Hill, FL: W & S Ervin Publishing, 1983.

Fairbanks, Charles H. Ethnohistorical report of the Florida Indians. Tallahassee, Fla., 1957.

Kersey, Harry A. Pelts, plumes, and hides: white traders among the Seminole Indians, 1870-1930. Gainesville: University Presses of Florida, 1975.

Lancaster, Jane F. The first decades: the western Seminoles from removal to reconstruction, 1836-1866. [microform], 1986.

Lepthien, Emilie U. The Seminole. Chicago: Childrens Press, 1985.

Moore-Willson, Minnie.  The least known wilderness of America. Kissimmee, Fla.: Claud F. Johnson, 1917.

Mulder, Kenneth W.  Seminoles: days of long ago. Tampa, Florida: Mulder Enterprises, 1991.

Blackard, David M. «The Seminoles: Resiliant Runaways.» Forum.  Fall 1992, p. 10-15.

«The Florida Crises of 1826-1827 and the Second Seminole War.» Florida Historical Quarterly, v. 73, April 1995,  p.419-442.

«Florida’s Emerging Seminoles.» National Geographic, November 1969, p.716-734.

«Florida’s Seminoles.» Miami Daily News.  Reprinted from Staff Writer Cecil R. Warren’s articles. vertical file—INDIANS—SEMINOLES (General) Folder II.

Kersey, Harry A. «When moral imperatives clashed: Andrew Jackson and Osceola.» Forum: The Magazine of the Florida Humanities Council, Summer 1995, p. 11-15.

Woodburne. P. The War in Florida, 1836. Redex microprint, 1966.

Wickman, P. R. Osceola’s Legasy. Tuscaloosa: University of Alabama Press, 1991.

Sturtevant, W. C. “Notes on Modern Seminole Traditions of Osceola”. Florida Historical Quarterly 33:3&4(1995):206-217.

Porter, K. W. “Seminole Flight from fort Marion”. Florida Historical Quarterly 22:3(1994):112-133.

Remini, R. V.  Andrew Jackson and His Indian Wars. New York: Penguin Group, 2001.

Bemrose, J. Reminiscences of the Second Seminole War. Tampa: University of Tampa Press, 2001.

©JERLDINE RANDOLPH

Запись опубликована в рубрике Florida, interesting people, Native Americans, Native People of Florida, Osceola, scientific research, Seminoles с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий